Уважаемый Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка!
Я, Паршенцева (до замужества Кузнецова) Татьяна Анатольевна, 1990 года рождения, (контактный тел. 8 952 596 20 43) с 18 апреля 1996 года отношусь к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Имею полуторагодовалую дочь.
Постановлением главы администрации Лев-Толстовского муниципального района № 334 от 14.09.2001 г. за мной было закреплено право пользование жилым помещением по месту жительства моего опекуна Кузнецова Н.Е., которое находится по адресу: Липецкая обл., Лев-Толстовский район, с. Астапово, Центральный переулок, дом № 1. Помимо меня, данное жилое помещение так же закреплено еще за шестью гражданами.
Вышеуказанное жилое помещение находится в таком состоянии, что проживать в нем невозможно. Отопление печное не функционирует, трубы проржавели и текут, воды и туалета нет, антисанитарные условия. Кроме того, дом шлаковый, стены начали рассыпаться и отваливаться, полы прогнили. При этом площадь помещения 49,9 кв. м, жилой – 30,7 кв.м. Решением Лев-Толстовского районного совета депутатов Липецкой области от 18.05.2005 г. установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории Лев-Толстовского района – 12 кв.м. на одного человека. Исходя из этого, каждый гражданин (в том числе я и моя малолетняя дочь), за которым закреплено данное жилье имеет 4,3 кв.м. жилой площади.
Собственник данного жилого помещения — сельская администрация с. Астапово, которая ни разу не проводила ремонт помещения. Помещение было построено в 1951 г.
Данное жилое помещение неоднократно обследовалось – Акт обследования от 10 декабря 2007 г. и от 11 апреля 2012 г. При проведённых Октябрьским сельсоветом Лев-Толстовского муниципального района проверок было дано заключение, что данный дом требует ремонта.
В 2013 г. была включена в общий областной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; состою в этом списке на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в Лев-Толстовском муниципальном районе под номером 2108.
Согласно письма из Управления образования и науки Липецкой области от 15.05.2013 г. № 830, жилое помещение мне будет предоставлено по договору найма специализированного жилого помещения исходя из даты и времени подачи заявления о постановке на учет.
Я неоднократно обращалась с просьбами, заявлениями к местным властям для решения моей проблемы, а именно обеспечить меня и мою полуторагодовалую дочь надлежащим для проживания жильём на период пока мне не будет предоставлено по договору найма специализированное жилое помещение как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но до настоящего времени от данных органов власти только один формальный подход, ссылка на то, что я при жилье, за мной закреплено жилье. Признавать жилье непригодным для проживания или аварийным местные власти отказываются.
В настоящее время мне вместе с полуторагодовалой дочерью жить негде. Скитаюсь по соседям. Сейчас на время приютила соседка, проживающая по адресу: 399870, Липецкая область, п. Лев-Толстой, ул. Комарова, д. 56, кв. 2, но по сути, я вместе с маленькой дочкой, проживаю где придётся, т.е. почти относимся к лицам без определенного места жительства.
Считаю, что органами местного самоуправления нарушены мои конституционные права
В ст. 40 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.
Согласно п.п. 2, 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Рос-сийской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Указанным категориям граждан, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного само-управления в случае наделения данных органов в установленном законодательством по-рядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
На основании п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ (Об об-щих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации (в том числе по вопросу обеспечения жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей) на основании законов субъекта Российской Федерации и в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Если обратиться к судебной практике, то в определении Конституционного Суда РФ от 07.06.2011 года № 746-О-О, дано разъяснение, что Жилищным кодексом Российской Федерации фактически расширен перечень оснований признания лиц, относящихся к рассматриваемой категории, нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в системной связи с положениями ч.1 ст.51, ч.1 и п. 1и 3 ч.2 ст.57 данного Кодекса (и учитывая, что в п.2 ч.2 его статьи 57 не указаны основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма) оспариваемое заявителем законоположение предполагает, что они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на общих основаниях – как на основании п.1 ч.1 ст.51 (отсутствие у них жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании права собственности или права члена семьи собственника), который соответствует правовому регулированию, действовавшему до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, так и на основании пунктов 2 — 4 части 1 статьи 51 (обеспеченность лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживание лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности). Закрепленное пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование не может рассматриваться как ограничивающее права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в системной связи с положениями статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» оно направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 статьи 8). Поскольку положения пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу принципа («Последующий закон отменяет предыдущий») в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее. Что касается законодательства субъектов Российской Федерации в данной сфере, то, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, признав рассматриваемую категорию особой категорией граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которые предоставляются им по договору социального найма во внеочередном порядке, установил общие на всей территории Российской Федерации правила обеспечения их жилыми помещениями, права этих граждан в силу статей 55 (часть 3), 72 (часть 2), 76 (часть 2 и 5) Конституции Российской Федерации и конкретизирующих их статей 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации и положений части 2 статьи 11 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не могут быть ограничены законодательством субъектов Российской Федерации, — в субъектах Российской Федерации могут устанавливаться лишь дополнительные гарантии права на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Уважаемый Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка!
Прошу Вас, помогите мне получить по договору социального найма жилое помещение не менее 12 кв. м. общей площади, расположенное в п. Лев-Толстой Липецкая области, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.